Главная » 2016 » Июль » 15 » Опыт, проблемы и перспективы развития татарских культурных центров Дальнего Востока
09:27
Опыт, проблемы и перспективы развития татарских культурных центров Дальнего Востока

История татарской общины на Дальнем Востоке корнями уходит в 19 век, когда царская администрация предоставляла серьезные льготы переселенцам  для поощрения заселения Российской Восточной окраины.

В конце XIX начале XX веков многие татары и башкиры переселились из европейской части России на Дальний Восток и принимали участие в строительстве КВЖД в северо-восточном Китае.

Условием развития торговли является освоение новых рынков. В конце 19 века торговый капитал татар, проникая из Европейской части Империи на Дальний Восток, создавал условия своего роста. К 1920 году многие татарские купцы, проживающие в различных регионах Китая и обладая значительными состояниями, имели возможность поддерживать возникающие в местах массового проживания земляков, татарские общины. К этим годам татары уже имели в Китае сложившиеся колонии с устоявшимся укладом жизни и объединенные различными организациями.

Новый этап развития устойчивых сообществ соотечественников на Дальнем Востоке начался в результате гражданской войны в России в 1919-20 гг., где огромное количество людей с небывалым ожесточением боролось за свои представления о будущем империи. Количество рассеянных татар на Дальнем Востоке неизвестно, но к тому времени в Китае и Маньчжурии их проживало около 7000 человек.

С появлением эмигрантов новой волны, значительно возрастает общественно-политическая активность. Эмигранты объединяются в общественные организации, действовавших на конфессиональной, этнической и профессиональной основах. Это «Тюрко-татарская духовная община», «Культурная ассоциация Удель –Урал», «Общество Исламия», «Кружок татарской молодежи» и другие. Их функционирование создавало возможность для поддержания традиционного образа жизни и способствовало сохранению языка, культуры, национального самосознания.

До середины 1930 годов эмигранты жили надеждой возвращения в Россию. Но постепенно она отступала и окончательно ушла после принятия Советской Россией Сталинской конституции 1936 года. К этому времени становится ясно, что в северо-восточном Китае оставаться опасно. Часть эмигрантов выезжает в Корею и Японию, где образовывают общины.

Однако миграция на Дальний Восток татар продолжилась.

В 30-е годы советский Дальний Восток встречает новую волну переселенцев из Татарстана.  Это трудовая миграция. Стройки Комсомольска-на-Амуре нуждались в тысячах трудовых рук, которые могли поставить центральные регионы России.  Большая работа по вербовке рабочих  на строительство нового города на Дальнем Востоке проходила в  Татарстане. Люди ехали на восток в поисках лучшей доли. Везли их в вагонах, называемых «телятниками». Многие татары (их в то время называли казанцами) взяли с собой коров, лошадей, которых по прибытии,  продавали, а на вырученные деньги обустраивались на новом месте. Остро стоял вопрос с жильем. Его не было, потому что его некому и некогда было строить. Все силы были брошены на возведение заводов. Первостроитель Болотов вспоминал: «На восьмом участке вербованные из Татарии жили в палатках все лето, пока сами себе не построили бараки».

До войны, около кирзавода (66 квартал) был построен целый поселок вербованных татар. Отличительной чертой переселенцев из Татарии была семейственность. Уезжали из родных мест целыми семейными кланами. Так легче было устроится и жить на новом месте.

 В первые годы строительства Комсомольска-на-Амуре статистические подсчеты не велись и сейчас трудно сказать, сколько всего представителей татарского народа трудилось на стройках города. Нет точных цифр, однако сохранился уникальный документ: «Отчет средней школы № 11 Комсомольска-на-Амуре в 1944 году». В графе «Родной язык, язык, который учащиеся считают своим родным» после русского написан татарский. По количеству детей с 5 по 10 классы носителей татарского и русского языка одинаково, меньше только учащихся с 1 по 4 классы. Примечательная деталь описана в книге: «Стальной поток» изданной к 70-летию завода «Амурсталь»: «В амурсталевской школе в сороковые годы велось преподавание на татарском языке. Идя на встречу пожеланиям большой группы посланцев Татарстана, приехавших на строительство металлургического завода, местные власти приняли такое решение и подыскали учителя. Это было воспринято с одобрением всеми рабочими завода. Вообще, как рассказывают, люди разных национальностей, разных землячеств с первых дней стройки жили очень дружно, старались помогать друг другу. Иначе было нельзя». 

Татарская земля была кузницей профессиональных кадров для молодого строящегося города. Вот данные о количестве выпускников Казанских университетов, которые приехали для строительства города.

Казанский государственный аграрный  университет в разные годы подготовил 1936-1939гг.-  60 специалистов.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет 1933-1938гг.- 32 специалиста.

Казанский педагогический университет  1942-1980гг.- 14 педагогов.

Казанский государственный федеральный университет     1932-1948гг. -  180 специалистов.

Город Комсомольск-на-Амуре строился вокруг крупных оборонных заводов: судостроительного, авиационного, металлургического и нефтеперерабатывающего. И на каждом из этих заводов трудились сотни представителей татарского народа.

Шамиль Мунасыпович АбдрашитовСреди них летчик испытатель авиационного завода Герой Советского Союза, Кавалер ордена Ленина Шамиль Мунасыпович Абдрашитов.

В 1943 году он был призван из Комсомольска-на-Амуре в действующую армию. За один год он совершил 155 боевых вылетов и сбил 12 вражеских самолетов.

Нурдинов Николай Кузьмич бригадир слесарей-сборщиков Амурского судостроительного завода. Кавалер орденов Октябрьской революции и трудового Красного Знамени.

В годы ВОВ десятки тысяч комсомольчан отправились защищать Родину. Среди них:

Магофар Галеевич Шерезданов, ветеран металлургического завода «Амурсталь», участник Великой Отечественной войны.

Нурдинов Николай Кузьмич бригадир слесарей-сборщиков Амурского судостроительного завода. Кавалер орденов Октябрьской революции и трудового Красного Знамени.

 Закир Шакирович Шакиров Почетный строитель Комсомольска-на-Амуре, ветеран нефтеперерабатывающего завода.

Отмечая мужество и трудовой героизм, проявленные первостроителями Комсомольска-на-Амуре город был награжден орденами Ленина и Октябрьской революции. В этой награде наряду с другими народами есть толика труда и татарского народа.

На современном этапе о татарах невозможно говорить без Республики Татарстан, являющейся эпицентром развития татарской нации. Правительство республики проводит целенаправленную политику поддержки татарской культуры и взаимодействия с соотечественниками.

«Татарский народ должен быть единым, вне зависимости от вероисповедания и места проживания» - эти слова экс-президента Татарстана Минтимира Шаймиева стали основой для объединения всех татарских общин в единую организацию: «Всемирный конгресс татар».

Действительно, в последние два десятилетия татарский народ, переживая процесс национального возрождения в значительной степени, смог воссоздать свои организационные структуры, которые выступают формами его консолидации и самоорганизации. Появившиеся повсюду национально-культурные организации татар постепенно смогли объединиться в рамках Всемирного конгресса татар. Таким образом, в планетарном масштабе существует организация, консолидирующая татар в национальном плане.

В 2009 г., на волне возрождения татарской культуры на Дальнем Востоке был создан «Дальневосточный конгресс татар», объединивший в себе общественные организации и культурные центры татар городов Приморья, Сахалина, Магаданской области и Камчатского и Хабаровского краев.

В основу деятельности организации положена работа в сфере культуры, образования и спорта.

«Дальневосточный конгресс татар» является инициатором различных социально значимых проектов. Наиболее яркие достижения «Дальневосточного конгресса татар» стали не только вехами становления организации, но и внесли несомненный вклад в духовную жизнь Дальнего Востока.

Его жителям полюбился искрометный праздник «Сабантуй». Он уже укрепился в статусе общегородского во многих регионах Дальнего Востока. Став доброй традицией жизни городов, он укрепляет узы дружбы и мира.

Надо сказать, что старшее поколение татарских общин и ветераны ВОВ  окружены заботой и вниманием не только в праздники, знаменательные юбилеи, но и повседневно.  Это особенность всех татарских общин России. Они самые почетные гости праздников, а самое главное, именно старшее поколение бережно хранит предметы быта и культуры татарского народа, сохраняет и передает молодежи традиции праздничных обрядов и кухни.

«Дальневосточный конгресс татар» уделяет большое внимание работе с молодежью. Известно, именно молодежь наследует и передает будущим поколениям все богатство духовных и исторических традиций народа. Неизгладимый след в душах молодежи города оставило празднование традиционной татарской свадьбы. 26 сентября 2010года.

Признанием веса «Дальневосточного конгресса татар», действенности региональной национальной политики, проводимой руководством ДФО стало посещение Дальнего Востока президентом республики Татарстан Рустамом Миннихановым в мае 2011 года. В июне 2011 года свой первый визит совершил на восток России председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Зинурович Закиров, начав его с Комсомольска-на-Амуре. Индустриальный центр Приамурья стал дальневосточным стартом депутата Госсовета Республики Татарстан не случайно. Татарская община города юности — наиболее активная в регионе по многим показателям, а ее лидер — комсомольчанин Рустам Абдуллин известен как один из главных организаторов Дальневосточного конгресса татар.

После экскурса по Комсомольску-на-Амуре авторитетный избранник татарского сообщества встретился с чиновниками, которые в интерактивном режиме продемонстрировали официальные масштабы поддержки мэрией местной диаспоры, насчитывающей, по данным городского мусульманского объединения, примерно 20 тысяч человек. Особый интерес Рината Закирова вызвала мемориальная доска Виталия Копылова, возглавлявшего в 1970-х комсомольский авиазавод. Гость был хорошо знаком с ним после назначения Копылова директором казанского авиапредприятия.— Я приехал на Дальний Восток, чтобы решать самые насущные дела местных организаций татар, — отметил председатель исполкома Всемирного конгресса татар. — Сегодня в стране действует 468 таких общин, уделяющих, прежде всего внимание молодежным проблемам. Многие юноши, к сожалению, не владеют родным языком, не чтят исконные традиции, поэтому в последнее время в регионах создаются школы именно с культурным компонентом, и восток России не будет исключением.

По поводу ускорения строительства мечети в Комсомольске-на-Амуре, Закиров отметил: «...Прежде нужно начать ее строить на средства, собранные в городе, а уже потом руку помощи наверняка протянет Казань».

Судя по поддержке, которую оказывают руководители Татарстана перспективы развития у «Дальневосточного конгресса татар» огромные, однако работа предстоит немалая. Прежде всего: (задачи, стоящие перед организацией)

  • требуется проанализировать состояние культуры и образования татар в Дальневосточном регионе,
  • разработать финансово-экономическую концепцию возрождения татарской культуры,
  • создать правовую и нормативную базу во взаимоотношениях татарской общины с региональной и муниципальной властью,
  • изучить и издать архивных документов по истории татар Дальнего Востока, привлечь средства массовой информации к проблеме возрождения культуры и образования татар.

Многие татары, особенно среди молодого поколения, теряют свою этническую идентичность. Не будет преувеличением сказать, что большинство молодых татар, которые живут в России, не может правильно говорить на своем родном языке. Если эта тенденция сохранится, то молодое поколение татар будет полностью ассимилировано в течение нескольких десятилетий. Необходима организация воскресных школ, с преподаванием на татарском языке.

«Сбережение народа. Сохранение территории» - вот основная проблема, которая волнует татарскую общественность Дальнего Востока. Мы подготовили несколько предложений, которые надеюсь, заинтересуют руководителей Дальневосточного региона:

  • создание представительства Татарстана на Дальнем Востоке с целью установления, развития и расширения, взаимовыгодных торгово-экономических, научно-технических, культурных и гуманитарных связей и контактов;
  • борьба с незаконными перевозками пассажиров. Получение дополнительной  лицензии на перевозку людей более 4 человек;
  • закрепление молодых специалистов на Дальнем Востоке путем налаживания контактов коммерческих организаций и Вузов Дальнего Востока. Возможность отслеживать и непосредственно принимать участие коммерческих и государственных организаций в учебном процессе специалистов в той или иной сфере(конференции, мастер классы, недели специальности и т.д.);
  • отмена подоходного налога с целью стимулирования населения оставаться на Дальнем Востоке;
  • создание адаптационной программы переселенцев на Дальний Восток из других регионов России и стран СНГ: помощь в получении гражданства, юридический ликбез, курс русского языка. Здесь можно активно привлекать национальные центры. Например, на базе Хабаровской мечети подобная работа уже ведется, существуют курсы бесплатного русского языка, и ведется работа по адаптации и социализации переселенцев.
  • Отмена налогов для предпринимателей.
  • Рассмотрение вопроса о возможной доплате населению ДФО за        проживание в регионе.

За прошедшие годы    «Дальневосточный конгресс татар» установил прочные и полезные общественные связи с национальными общинами и диаспорами региона.  Опыт других этнических и религиозных групп в сохранении их самобытности нами тщательно изучается.  Проводятся совместные мероприятия. Показателен в этом отношении праздник «Сабантуй» прошедший в Комсомольске-на-Амуре в июле этого года. В сценарии праздника были использованы элементы народных национальных праздников коренных малочисленных народов Дальнего Востока в исполнении национальных ансамблей «Дуйчеике» и «Гайана». Что такое «Сабантуй»? В современном толковании словосочетание переводится как «праздник плуга». Первоначально это был праздник кочевников-скотоводов, с культом солнца, обожествлением природы, почитанием духов предков. Его символика: майдан в виде круга, хоровые игры и танцы. Почти так-же встречают весну коренные народы Приамурья – нанайцы. Гармоничное соединение национальных обрядов стало той изюминкой, которая присуща только Дальнему Востоку, и была с восторгом встречена всеми участниками праздника.

У нашего народа бытует поговорка: «Татар барда – сабан туе бар» - дословно «Где татары – там Сабантуй», но она имеет и более глубокое значение применительно ко всем народам: пока жив народ, живы и его праздники. Как и все национальные праздники «Сабантуй» постоянно изменяется, но сохранив свою основу, и сегодня является одним из важнейших факторов духовного сплочения татарского народа, его исторически сложившихся связей с другими народами России.  Решение правительства Татарстана об оказании содействия в проведении «Сабантуя» в российских регионах и учреждение переходящего приза «Тулпар ат» стало новым этапом в этом процессе.

Летом 2012 года в Приморье будет проведен федеральный сабантуй с участием многих зарубежных гостей. Об этом в свое время напрямую договорились президент Татарстана Рустам Минниханов и губернатор Приморского края Сергей Дарькин.

Татарский праздник «Сабантуй» превращается в общенациональный праздник, получивший международное признание. И мы с удовлетворением говорим. Что в этом есть частичка и нашего труда.

Небольшой по историческим меркам возраст организации «Дальневосточный конгресс татар» тем не менее, очень значим по своей сути. Он свидетельствует, что подобные объединения рождены самой жизнью, а не по указке сверху, что это не воздушные шарики, которые легко лопаются от первого порыва ветра, а мощные ветви многовекового дерева, имя которому родной народ.

Категория: О татарах | Просмотров: 359 | Добавил: Adminushka | Теги: история, татары, Конгресс