Главная » Статьи » Праздники

Сабантуй
История Сабантуя
По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в 921 году н.э. его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан[источник?], прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада. Также в Алькеевском районе Татарстана учёными был обнаружен надгробный камень булгарского периода, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).
Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, — «плуг», а туй — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй — торжество в честь сева яровых.
Первоначальная цель обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.
С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем.
В XIX веке Сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с религиозными поверьями.
Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен (крещёные татары). В деревнях татар-мишарей (нижегородские татары) сабантуй не проводили, хотя отдельные весенние обряды, входящие в него, встречались и там (сбор детьми крашеных яиц, игры с яйцами и др.) В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.
Аналогичны Сабантую чувашский Акатуй, башкирский Хабантуй и удмуртский Гербер.

Варианты Сабантуя
Первый вариант Сабантуя
 Первый вариант сабантуя — сложный, состоящий из нескольких этапов, растянут во времени. Его проводили в деревнях Мамадышского, Кукморского, части Сабинского и Арского районов, во многих деревнях восточных и юго-восточных районов Татарстана, а также в татарских деревнях Вятско-Полянского района Кировской области.

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэрэ или зэрэ боткасы (смысл терминов дэрэ, зэрэ неясен), а в восточных и юго-восточных районах Татарстана — карга боткасы — «грачиная каша» или «воронья каша». Так как истоки праздника лежат в архаичных, доисламских верованиях, и одном из них, культе птиц — вороны.
На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками — тула оек), отправлялись по домам собирать крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца браного — кызыл башлы сёлге — (вытканного узорами) полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но и пекли специально для детей булочки, орешки из теста — баурсак и готовили конфеты.
В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: «Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят…». Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.
В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый сёрэн сугу (сбор яиц юношами). Группами по 8—10 человек они объезжали деревню. Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.
Помимо сёрэн сугу на лошадях в некоторых деревнях устраивали сёрэн пеший — жэяуле сёрэн. Несколько ряженых мужчин шли по домам, где собирали яйца и требовали угощения. На того же, кто его не давал, грозили накликать различные беды, но обычно отказывали им редко.
Через несколько дней, когда время приближалось к севу, юноши верхом на лошадях выезжали собирать подарки для победителей состязаний. Жители деревни охотно отдавали приготовленные заранее вещи: платки, отрезы материи, чулки, яйца и т. д. Самым ценным подарком считалось полотенце с браными узорами. Его обязательно должны были приготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками.
На следующий день проводились состязания: как правило, майдан (место состязаний) находился в районе парового поля. К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.
Соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне сабантуй не обходился без них. Лошадей, участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5—10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.
Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе.
Если батыры и джигиты демонстрировали на сабантуе силу, удаль, сноровку, то певцы и музыканты ждали этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа. Во время сабантуя люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом — в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.
Завершался сабантуй вечерними молодежными игрищами. До глубокой ночи звучали гармоники, скрипки, парни и девушки пели песни, водили хороводы.
Характерно, что на этом празднике, несмотря на большое стечение народа и ажиотаж, возникавший во время состязаний, никогда не случалось беспорядка. На сабантуе редко можно было встретить пьяных или вообще хулиганствующих. Порядок был образцовый и оберегался самими гуляющими.

Сабантуй в настоящее время
Изменение традиций
Сабантуй был повсеместным, любимым народным праздником. Именно поэтому он не прерывает своего бытования и в современности. Только тяжелое время войны, на время приостанавливало его проведение. Но любовь к сабантую такова, что как только возвращалась мирная жизнь, народ снова собирался на свой праздник.
Правда, изменившиеся условия жизни не могли не отразиться на нём. Исчезли локальные различия, наблюдавшиеся в традиционном быту. Это выразилось, во-первых, в том, что едиными стали сроки его проведения. Общепринятым стал более удобный срок: сабантуй повсеместно празднуют летом, после завершения весенних полевых работ, перед началом косовицы, когда для жителей села наступает небольшая передышка в напряжённом летнем сезоне.
В целом для Татарстана характерно поэтапное его проведение: сначала сабантуй празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, а на следующей неделе проводится районный (или в субботу — по деревням, а в воскресенье — в райцентре) сабантуй. Завершающим является сабантуй в крупных городах и столице Татарстана — Казани. Если в традиционном быту сабантуй не был привязан к строго определенному дню недели,— в зависимости от погодных условий каждая деревня праздновала его в удобный для себя день, — то теперь сабантуй проводится в общепринятый выходной день недели — в воскресенье.
Во-вторых, сложилась единая форма праздника, чего опять-таки не было в традиционном быту. Это проявилось в сокращении отдельных его этапов и исчезновении устарелых обрядов. Постепенно стала господствующей форма сабантуя, близкая к третьему варианту, состоящая из сбора подарков, майдана и вечерних молодежных игрищ.
Анализ показывает, что из праздника ушли, в частности, такие моменты, как сбор продуктов для приготовления «каши» — дэрэ боткасы, карга боткасы, а также сбор по домам крашеных яиц, то есть те моменты, в которых активное участие принимали дети. В этом, очевидно, сказалась эпоха советской власти, когда пропаганда вреда религиозно-культовых обычаев, обрядов, праздников и борьба с ними, была характерна, особенно для 20-х и 30-х годов. Известно, что в те годы многие народные обряды объявлялись религиозными. И вот эти обряды, связанные с ритуалом сбора продуктов, и были отнесены к такому разряду. Кроме того, этот чисто символический сбор продуктов начали считать побирательством.

Следующей характерной чертой современного сабантуя является сложение прочного отношения к нему как к национальному празднику. Это проявилось в том, что его стали отмечать те группы татар, которые в прошлом его не праздновали. К ним можно отнести так называемых нукратских татар, проживающих в селе Карино Слободского района Кировской области, татар-мишарей Нижегородской области и других. И уже как национальный татарский праздник его стали праздновать и в тех городах, где в процессе миграции появлялся значительный контингент татар, например, в Москве, в Нижневартовске.
Получила дальнейшее развитие давняя традиция участия в сабантуе живущих по соседству с татарами русских, удмуртов, мари, чувашей, башкир, узбеков.

Сабантуй как государственный праздник
 
В. В. Путин во время сабантуя в Казани

В настоящее время сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.
Современный сабантуй почти повсеместно проходит по аналогичной схеме. В городах это обычно однодневный праздник, сосредоточенный на майдане, а в сельской местности он состоит из двух частей — ритуального сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельской местности — это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей. Поэтому, готовятся к нему заранее — убирают и белят в доме, приготовляют угощения для гостей: как правило, в деревне и редкой семье в дни сабантуя не бывает приезжих.
В каждом селе или районном центре создаётся комиссия, которая составляет программу праздника, назначает ответственных за то или иное мероприятие. Разница в проведении сабантуя в различных населённых пунктах теперь заключается лишь в числе его участников. А от этого зависит и размер основных призов, и продолжительность состязаний. Там, где участников больше, возрастает число желающих померяться силой, ловкостью. Отдельные различия наблюдаются также в организации символического сбора подарков для сабантуя, который, как правило, проходит по давней традиции.
Проводят его накануне праздника, в субботу, а если село большое, то иногда начинают собирать подарки в пятницу, во второй половине дня. Сбор подарков — эйбер жыю, яулык жыю, как и прежде, впечатляющее зрелище. В некоторых деревнях, например, Лениногорского, Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. С весёлой песней, юноши разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д. Их прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника. Поэтому, каждый юноша старается заполучить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если же юноши собирают подарки без лошади, то обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами и вешают на них другие подарки. И только в отдельных деревнях под Казанью подарки собирают уважаемые в селе старики-аксакалы. Они идут от дома к дому и подвешивают подарки к шесту, который несут на плече. Обычно хозяин, а чаще хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот своего дома. Подарки дают и приезжие гости. Юноши, как правило, благодарят одаривающих песнями.
Подарков собирается много, они разнообразны. Как и прежде, обязательным является подарок молодой снохи — яшь килен. По традиции она дарит вышитое полотенце. Однако, в последние годы, с исчезновением домашнего производства тканых полотенец, молодушки стали дарить для сабантуя рубашки, считая их более подходящим подарком, чем обычные фабричные полотенца. По мнению многих, при этом теряется моральная значимость подарка. Ведь раньше каждая яшь килен готовила свое полотенце, зная; что оно принародно будет передано одному из победителей состязаний. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии, мастерстве молодой хозяйки. Самое лучшее полотенце получал батыр сабантуя. Это было большой честью не только для него, но и для изготовительницы этого подарка.
Традиционным является и ритуальный сбор яиц. Их дают и вместо подарка, и вместе с подарком. Яйца собирают в ведро. Часть их продают. Вырученные средства идут на приобретение необходимых для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане во время различных шуточных состязаний, их пьют борцы и т. д.
Завершая сбор подарков, юноши еще раз проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.
Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами — кызыл башлы сёлге все еще встречаются среди собранных подарков) вывешивается на длинном шесте при въезде в село, оповещая всех о предстоящем сабантуе.
Место проведения праздника определяется заранее. Оно соответствующим образом оборудуется. Территория очищается от камней, разравнивается. Иногда сооружается трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для майдана место, вроде небольшого стадиона, оборудованное необходимыми для состязаний приспособлениями, сиденьями для участников праздника. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, работают торговые палатки, буфеты.
Открывает сабантуй один из руководителей района, поздравляя собравшихся с национальным праздником. Вслед за торжественным открытием праздника следует его развлекательная часть — выступления певцов, танцоров и других участников художественной самодеятельности или профессиональных деятелей искусства.
После концерта объявляется время и место проведения отдельных видов состязаний, так как из-за большого стечения народа, большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы праздника невозможно провести все виды состязаний на майдане. Но призы победителям вручаются только на майдане.
Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба — кэрэш. Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочередно выходят на ковер мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.
Кульминационным моментом не только в этом виде состязаний, но и в целом сабантуя, является борьба батыров, то есть тех, кто вышел победителем в предварительных схватках. А когда на ковре остаются два непобежденных борца, страсти накаляются до предела. Поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получает самый ценный подарок сабантуя. Современные призы бывают довольно крупными, особенно в городах: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. Иногда батыр по традиции получает живого барана.

Майдан стал спортивным началом для многих известных борцов. А татарская борьба — кэрэш, из праздничного развлечения, составной части сабантуя переросла в вид спорта, в котором проводятся личные и командные первенства не только Татарстана, но и России.
Одновременно с борьбой, на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.
Большое оживление вносят различного рода шуточные соревнования, которые проводятся в это же время на майдане. Их довольно много. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой. Иногда этот забег организуют только для мужчин. Бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Много смеха вызывает бой с мешками, набитыми сеном, травой, который ведут, сидя на скользком от полировки бревне, или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Очень популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого подвешен приз (иногда живой петух в клетке или сапоги) и т. д.

Одновременно проводятся состязания певцов, чтецов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Характерной чертой всех состязаний на сабантуе является то, что каждый присутствующий в любой момент может включиться в них. Единство выступающих и зрителей делает его настоящим праздником.

Майдан длится с 10—11 утра до 2—3 часов пополудни. Поэтому даже на сельский сабантуй выезжают магазины, столовые, буфеты со своим товаром. Идет бойкая распродажа сладостей, печеных изделий, соков, воды, чая. Если сабантуй проводится на некотором расстоянии от села, то нередко там на лужайке, устраиваются семейные чаепития за самоваром, который берут с собой.
После окончания соревновании на майдане, народ расходится по домам. А под вечер молодежь снова собирается на вечерние игрища — кичке уен. Сейчас их иногда называют вечерним сабантуем. Их проводят на краю села, на лугах, иногда на месте дневного майдана. А в последнее время, нередко и в клубе. Вечерние игрища характерны для сельской местности. Именно вечером проводят здесь состязания певцов, танцоров, чтецов, особенно если насыщенной была дневная программа.
Категория: Праздники | Добавил: Администратор (06.02.2011)
Просмотров: 12170
Всего комментариев: 0
avatar